Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация

1 (72) | 2015 Применение ГИС в сфере правовой статистики в Казахстане

Дидар Бултанов, Старший прокурор отдела информатизации и информационной безопасности Комитета по правовой статистике и специальным учетам, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, e-mail: didarb@ya.ru


Crime Map of Kazakhstan


В соответствии с государственной программой развития правовой статистики и специальных учетов и основными нормативными принципами ее реализации в Казахстане развернута Единая унифицированная статистическая система (АИС ЕУСС). В ее состав входят картографический модуль и публичный информационный сервис с несколькими портальными приложениями и адресный справочник с координатной привязкой.

В 1997 году по Указу Главы государства Республики Казахстан "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан", на базе статистических служб нескольких Министерств был образован Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

Принятием данного акта ознаменовано завершение важного этапа правовой реформы – впервые в своей истории правовая статистика в стране передана в ведение надзорного органа. Следует отметить, что указанный шаг полностью корреспондировался с научными рекомендациями и выводами ведущих ученых-криминологов, так как практически всеми учеными признавалась необходимость создания единого централизованного органа в области правовой статистики и специальных учетов.

Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокуратуры функции и полномочия государственного органа по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов.

Следует отметить, что в странах СНГ аналогичных Комитету ведомств с функциями межведомственного органа нет, поэтому опыт его работы заинтересовал многие государства СНГ. Делегации многих стран посещали Комитет и изучали его деятельность, в том числе и функционирование информационных систем. По результатам таких встреч в Российской Федерации полномочия по формированию правовой статистики переданы Генеральной прокуратуре.

После более чем десяти лет функционирования и развития органы правовой статистики и специальных учетов представляют собой сложившийся государственный институт. В первую очередь, организован четкий режим формирования статистики о состоянии преступности, деятельности правоохранительных органов, судов и информационное обеспечение этой работы на основе карточных учетов. На должном уровне осуществляется ведение специальных учетов, справочная и архивная работа.

Комитет осуществляет тесное сотрудничество с Главным информационно-аналитическим центром МВД Российской Федерации в рамках соглашения по созданию межгосударственного информационного банка (МИБ), в соответствии с которым все данные о субъектах специальных учетов в Казахстане направляются в МИБ.

В 2005 году был принят целый ряд нормативных правовых актов, определяющих основные принципы функционирования государственной правовой информационной статистической системы. К их числу относится принятие государственной программы развития правовой статистики и специальных учетов, результатом реализации которой стало материально-техническое переоснащение Комитета и создание нескольких информационных систем. Одной из них является Автоматизированная информационная система «Единая унифицированная статистическая система» – АИС ЕУСС (рис. 1).


Рис. 1. Автоматизированная информационная систем «Единая унифицированная статистическая система» – АИС ЕУСС; красным овалом выделен раздел с картографическим модулем

АИС ЕУСС – это единый учет заявлений и сообщений о преступлениях, лиц, их совершивших, результатов деятельности органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и судов.

В целях дальнейшего перехода на безбумажные технологии, а также обеспечения должного контроля и надзора за расследованием уголовных дел, оперативного формирования отчетов о состоянии преступности осуществлен переход в органах финансовой полиции, внутренних дел и в органах прокуратуры на электронный формат выставления карточек и подписания их с помощью электронно-цифровой подписи.

При регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, сотрудник правоохранительного органа указывает место совершения преступления с помощью адресного справочника или указывает это место на карте. В этих целях Комитетом разработан картографический модуль для АИМ ЕУСС, также сформирован адресный справочник с координатной привязкой по Республике (рис. 2).


Рис. 2. Картографический модуль для АИМ ЕУСС

В рамках реформы правоохранительной системы, направленной на максимальную открытость для граждан, на основе имеющегося массива данных Комитетом был разработан и реализован проект «Карта преступности» (рис. 3). Данное портальное приложение работает в режиме on-line и доступно из сети интернет. Для просмотра введенных сведений на карте достаточно зайти на публичный Информационный сервис Комитета по адресу http://service.pravstat.kz. А Desktop- версия проекта (реализованная на Silverlight) доступна по ссылке http://infopublic.pravstat.kz.


Рис. 3. Публичный Информационный сервис «Карты преступности»

Зайдя в систему, любой гражданин может увидеть места совершения преступлений на картах областных центров, вплоть до улиц и домов. Использование такой интерактивной карты позволит не только сотрудникам полиции анализировать состояние криминогенности в разных регионах, но и гражданам обладать информацией о состоянии преступности и принимать профилактические меры в местах своего проживания или работы.

На карте отображаются только те преступления, по которым принято решение о возбуждение уголовного дела и по которым известно точное место совершения преступления. Кроме этого, по желанию любой гражданин может указать на карте место проживания или работы и определенный радиус вокруг этого места, в результате гражданину с указанной им периодичностью на электронный адрес будут приходить сообщения о зарегистрированных преступлениях в его районе.

С 2011 года Комитет стал уполномоченным органом по ведению единого статистического учета дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель или ранение людей. Как показали проведенные прокурорские проверки по безопасности дорожного движения, количество ДТП и погибших в них граждан органами дорожной полиции укрывались повсеместно, поэтому не принимались необходимые профилактические меры.

Как оказалось, истинные масштабы аварийности гораздо серьезнее, чем представлялись. Для практической пользы этих данных статистику стали отражать на цифровой географической карте. И с 2013 года реализована очередная интерактивная система «Карта аварийности» (рис. 4). Побудительным мотивом для ее создания стали неутешительные данные об аварийности, смертности и травматизме на дорогах страны.


Рис. 4. Карта аварийности на дорогах

В настоящее время любой желающий при наличии доступа к интернету может с помощью электронной карты в наглядном виде ознакомиться с состоянием аварийности. Особенность этого приложения заключается в его оперативности, поскольку после регистрации ДТП, повлекшего травматизм и гибель людей, и внесения соответствующей информации в базу данных, место происшествия и сведения о нем в течение нескольких минут отображаются на этой карте. Карта аварийности показывает наиболее опасные участки в населенных пунктах и на дорогах страны, при этом можно посмотреть статистику аварийности на любой месяц и год (рис. 5).


Рис. 5. Карта аварийности в населенных пунктах

Реализация утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» предлагает решение ряда сложных вопросов, включая вопросы совершенствования системы мер предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящее время предупреждение преступности несовершеннолетних расценивается мировым сообществом как одно из основных направлений борьбы с преступностью.

В связи с актуальностью проблемы детской преступности, в конце 2013 года реализована интерактивная «Карта преступности несовершеннолетних» (рис. 6). Данная карта дает возможность аналитическим службам государственных органов в режиме реального времени отслеживать состояние детской преступности с привязкой по месту обучения несовершеннолетнего. Помимо этого, приложение позволяет отслеживать наиболее проблемные, неблагополучные в этом плане районы и эффективно планировать профилактические мероприятия.


Рис. 6. Карта преступности несовершеннолетних

Картографические сервисы Комитета интегрированы с информационными системами «Ситуационный центр акима г. Астана» и «Аналитический центр акима Алматинской области» (рис. 7).


Рис. 7. Пример интеграции данных Картографического сервиса с Муниципальными ситуационными центрами; анализ данных по ДТП на карте Алматинской области относительно населенных пунктов

Геоинформационная система (ГИС) Комитета по правовой статистике и специальным учетам охватывает 16 областных центров Республики, 11 моногородов Карагандинской, Павлодарской, Алматинской областей.

На сегодняшний день один из основных проблемных вопросов в реализации и развитии ГИС Комитета заключается в отсутствии единого государственного механизма по обмену пространственными данными между различными государственными органами, а также в отсутствии достаточно подробных актуальных карт городов и моногородов, что не позволяет в полной мере отражать на карте совершенные правонарушения.

В заключение, кратко охарактеризуем технологическую составляющую, лежащую в основе ГИС-компонента системы. Ядром этого портального решение является серверная технология ArcGIS for Server компании Esri, ведущего поставщика решений в области геоинформационных систем. Комитет, используя ArcGIS for Server, опубликовал картографические сервисы для общего доступа. При разработке картографического модуля использован набор библиотек ArcGIS для разработчиков ArcGIS Runtime for WPF. Цифровые карты представлены из разных источников, в основном от местных муниципальных образований. Одним из текущих направлений развития данного проекта является разработка мобильных версий ГИС Комитета на основе наборов библиотек ArcGIS SDK для iOS, Android (рис. 8).


Рис. 8. Разрабатываемые мобильные версии ГИС




Версия для печати